Авторизация
 
0

Это опять снято по Стругацким без Стругацких

Теги: кинематоргаф

Это опять снято по Стругацким без Стругацких
[img][/img]
 «На Довженковской студии не разрешили ставить «Трудно быть богом» не потому, что «Трудно быть богом», а потому что Шерстобитов — после «Туманности» ему не разрешают ставить фантастику».
И вдруг Госкино СССР потребовало скорейшего запуска фильма «Трудно быть богом» на киностудии им. Довженко. Невероятно! Особенно если учесть, что ранее не позволили экранизировать эту повесть Евгению Шерстобитову, а спустя несколько лет — Алексею Герману на «Ленфильме». Ирине Тарковской, пытавшейся запуститься на студии им. Горького, первый зампред Госкино СССР Борис Павленок в августе 1979-го заявил, что такой фильм не будет снят никогда.

Фрэнсис Форд Коппола

О том, что «Трудно быть богом» пытался «увести сам Коппола» рассказывал Питер ФляйшманЧто же случилось? Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», поставленный на «Мосфильме» по мотивам повести «Пикник на обочине», завоевал приз на Каннском кинофестивале 1980 года и стал событием в мировом кинематографе. Всесоюзное объединение «Совинфильм» решило заработать валюту на внезапно свалившейся международной славе Стругацких. И начало предлагать иностранным партнёрам экранизацию наиболее понятного западному зрителю произведения — «Трудно быть богом». Говорят, переговоры велись с самим Френсисом Фордом Копполой, чьи фильмы «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня» отмечены «Оскарами» и Золотой пальмовой ветвью Каннского кинофестиваля.

Но в итоге «ударили по рукам» с немецким режиссёром и продюсером Петером Фляйшманом, многолетним президентом Европейского союза сценаристов-постановщиков. Сам он признался, что переговоры тянулись долгих четыре года — с «брежневского» 1982-го по «горбачёвский» 1986-й, за это время в Кремле трижды менялась власть. Принадлежащая Фляйшману компания Hallelujah Films аккумулировала для производства картины средства западных банков — 25 миллионов марок.

«…Это опять снято «по Стругацким без Стругацких»

Из ответа Аркадия Стругацкого читателю на вопрос об одном из фильмов по произведениям братьев (конвент «Аэлита», 1988 год). К сожалению, так можно сказать о большинстве кинолент по произведениям братьев
Стругацкие настаивали, чтобы фильм снимал Алексей Герман. Но их слушать не стали – условием удачного проката на Западе является наличие зарубежного режиссёра. В ответ братья отказались писать сценарий. Тогда Госкино СССР заставил их передать студии им. Довженко «права экранизации повести «Трудно быть богом» для создания на её основе кинофильма в совместном производстве с иностранным продюсером». Договор на три года заключили в марте 1984-го.

Сценарий написал сам Фляйшман совместно с Далем Орловым, недавним главным редактором Госкино СССР. Результатом остался недоволен. К доработке сценария привлёк своего соотечественника Берта Вайншенкера, затем — знаменитого француза Жан-Клода Карьера. Комментарий Стругацких: «То, что появилось под названием сценария, было страшно читать».

Снимали с размахом. Город Арканар, где разворачивается действие фильма, выстроили неподалёку от Ялты, а средневековую крепость с запутанным лабиринтом комнат, переходов и тайников — на студии им. Довженко. В картине заняли 200 актёров и 10 тысяч статистов. Съёмками руководил один из лучших советских кинооператоров Павел Лебешев. Главную роль исполнил польский актёр Эдвард Жентара, известный западному зрителю по фильмам Анджея Вайды. А в одной из ролей второго плана снялся знаменитый немецкий режиссёр Вернер Герцог.
  «Ну напишу я этот сценарий, ну примут его, и влезет в мою жизнь молодой, энергичный и непременно глупый режиссёр и станет поучительно и в тоже время с наглостью поучать меня, что кино имеет свой язык, что в кино главное — образы, а не слова, и непременно станет он щеголять доморощенными афоризмами вроде: «Ни кадра на родной земле» или «Сойдёт за мировоззрение»… Какое мне дело до него, до его мелких карьерных хлопот, когда мне наперёд известно, что фильм получится дерьмовый и что на студийном просмотре я буду мучительно бороться с желанием встать и объявить: снимите моё имя с титров…»

Аркадий и Борис Стругацкие. «Хромая судьба». 1982 годФильм делался долго — вышел на экраны лишь в 1989 году. Это и стало одной из главных причин его прокатного поражения — по крайней мере, в СССР. Тогда же к зрителю пришли перестроечные хиты «Маленькая Вера», «Интердевочка». А двухчасовая картина о событиях на вымышленной планете осталась на периферии зрительского интереса. Когда её задумывали в застойные времена Брежнева, это был фильм о будущем, а когда вышла на экраны при Горбачёве, оказалась скорее сюжетом о прошлом.

P. S. Алексей Герман всё же снял свою версию «Трудно быть богом» — работа над фильмом продолжалась около 14 лет и завершилась уже после смерти режиссёра, которого не стало в феврале 2013 года. Особо успешным в российском прокате фильм не стал: в целом критики оценили его как «неподходящий для массового зрителя». Если предыдущая картина по этому произведению воспринималась как фильм о прошлом, то эта скорее как аллюзия к настоящему. Но это уже совсем другая история.



  • nocrime
  • 27 февраля 2017 22:03
Какой-то из этих фильмов я смотрела. Там дона Рэбу играл Александр Филиппенко. Рядом со Стругацкими и не лежало, конечно.
Имя:*
Комментарий:
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
img
color
|
hide
quote
translit
youtube
 
 
 
Мы первый развлекательный портал который платит за новости. Для поддержания портала и пользователей, отключите пожалуйста Adblock.
X