Авторизация
 
0

«Не скорбя благословить». Блогеры об Эльдаре Рязанове

Теги: Эльдар, Рязанов

«Не скорбя благословить». Блогеры об Эльдаре Рязанове

«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма «Ироня судьбы, или С легким паром!». Это была импровизация Юрия Яковлева.
Изображение: Unknown, 1941

На 89-м году жизни скончался народный артист СССР Эльдар Рязанов. Блогеры вспоминают великого режиссера.
PERISKOP
Эльдар Рязанов, один из самых известных советских режиссёров, отошёл в мир иной.
Не хотел бы сейчас подробно обсуждать его политические взгляды и действия в период перестройки и ельцинской эры, с которыми я резко несогласен. Как-нибудь в другой раз.

Однако должен отметить, что объективно он был одним из самых зорких кинолетописцев советской эры. И в течение практически тридцати лет (!!!) создавал кинохиты, которые смотрели десятки миллионов советских людей и, в общем-то, стали частью нашей идентичности.

После «Забытой мелодией для флейты» (1987) его творчество (как и у многих советских творцов) в конце восьмидесятых резко пошло на спад, и уже «Небеса обетованные» смотрелись сильно вымученно и натужно. Хотя он и в девяностые снимал много фильмов — но они уже не смогли стать золотым фондом киноискусства. Завершил эпоху падения уровня римейк «Карнавальной ночи» середины нулевых.

Из эпохального могу вспомнить «Берегись автомобиля», новогодний мегахит «Ирония судьбы» (который можно препарировать, критиковать и исследовать бесконечно), «Служебный роман», «Вокзал для двоих» (который я как-нибудь обязательно разберу с ж/д точки зрения), «Жестокий романс» и «О бедном гусаре замолвите слово». В детстве сильно впечатлили «Итальянцы в России», но потом с возрастом я в них разочаровался.

Ну и не могу не вспомнить наиболее острый фильм «Гараж», который, увы, отражал многие неприятные черты тогдашней действительности. Там Рязанов изобразил стяжательский, ленивый и злобный мирок усреднённого столичного НИИ, коллективы которых потом успешно генерировали перестройщиков и эльфов-демонстрантов времён распада СССР, исступлённо кричавших «свободу Литве!» и «Ельцин — наш идеал!». Как ни крути, а фильмец был пророческий по общему духу.

В общем, он был неидеальным, часто — неоднозначным; однако его вклад в советское кино реально огромен.

Мир праху.


V_N_ZB
Ночью 30 ноября в московской больнице в возрасте 88 лет скончался режиссер Эльдар Рязанов.

Ну а что еще говорить-то? Фильмографию мы помним, а кто не помнит и не знает — так оно ему и не надо.

Печально, что нынешнее поколение Рязанова не смотрело — разве что ремейки убогие, имеющие к оригиналу достаточно отдаленное отношение.

Гениально в «О чем еще говорят мужчины» сказано о молодой любовнице: «она ж нихера не знает. Я, конечно, и сам «Войну и мир» не до конца прочел. Но есть же какие-то вещи: Высоцкий, Окуджава... Она „Берегись автомобиля“ не смотрела!»

Безусловно, если охаивать всё советское, то и Рязанов под раздачу попадет. Особенно будут стараться те, кто фильмы не смотрел. А фильмы-то — глубокие. Фильмы — прекрасные. Казалось бы, неактуальные сегодня. Но нет: и «Гараж», и «Небеса обетованные», и «Жестокий романс», и «Тихие омуты», и даже малоизвестный «Человек ниоткуда», и в особенности «Берегись автомобиля», и почти все остальные — очень современны. Надо просто понимать их...

Ушла целая эпоха.


OLDFISHER_MK
Несколько дней назад ему исполнилось 88 лет...

Я бы назвал его самым «брежневским» режиссёром. Потому что именно его несколько фильмов можно использовать историкам для описания эпохи. Это, конечно, «Ирония судьбы» (1975 г.) и «Служебный роман» (1977 г.) Вот если спросят, как между собой общались люди, чем дышали в брежневские годы, как шутили и т. д., эти два фильма и ответят на эти вопросы. И ещё, разумеется, фильм Меньшова «Москва слезам не верит».
Хотя у Рязанова и до этого были очень хорошие фильмы, но именно вот эти два, снятые 40 лет назад, и сегодня смотрятся хорошо и будут смотреться ещё очень долго как описание целой эпохи.

Был, к сожалению, у Рязанова и провальный период 90-х-нулевых.
Он тогда снял сразу несколько очень слабых фильмов, я даже не хочу их названия вспоминать. Именно тогда Юрий Яковлев раздражённо сказал о Рязанове: «Он глупеет от фильма к фильму». Если бы Рязанов умер 20 лет назад как, он бы ушёл вообще в зените славы, не позоря себя провалами 90-х.

Последние годы Рязанов был сильно болен, а с ноября 2014 вообще не вылезал из больниц.

Ещё чуть не забыл, Рязанов вёл с 1979 по 1985 «Кинопанораму» по ТВ. Тогда это была одна из самых популярных передач. Не хочу сейчас обсуждать его вес в очень влиятельной уже в советские времена еврейской диаспоре. Думаю, что он обладал большим авторитетом. В любом случае моё отношение к нему как к режисёру очень уважительное именно за два суперфильма: «Ирония судьбы» и «Служебный роман».


ВИТАЛИЙ ДУБОГРЕЙ
Вчера на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Закрылась ещё одна страничка в истории нашего кино. Перечислять его фильмы, думаю, нет смысла. Вы все их прекрасно знаете. А ведь попал в кино он, можно сказать, случайно — с другом за компанию пошел во ВГИК, хотя кино, говорит, тогда не любил и даже не смотрел.

«На сценарный факультет надо было подавать свои сценарии или пьесы, а у меня их не было. На актерский — участвовать в самодеятельности, а я никогда не участвовал. На операторский нужны были фотографии, на художественный — рисунки. И единственный факультет, где ничего не надо было, это был режиссерский. И я понял, что это мое», — рассказывал Рязанов.

Закончив ВГИК с отличием в 1950 году, Эльдар Рязанов начал снимать кинохронику. Он плавал на китобойном судне в Охотском море, жил с нефтяниками на Кубани, а в тундре — с оленеводами. К документалистике Рязанов вернется только через 30 лет, чтобы описать четыре встречи с Владимиром Высоцким.

Снимать первое игровое кино — «Карнавальную ночь» — молодого режиссера буквально заставил руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев. Эльдар Рязанов четыре раза отказывался. Будущий мэтр комедии этот легкомысленный жанр тогда не жаловал, а в итоге фильм с дебютанткой Людмилой Гурченко стал лидером советского проката.

Эльдара Рязанова тогда в шутку назвали «повелителем новогодней ночи». Какая в этой шутке доля правды, стало ясно через два десятилетия — 1 января 1976 года, когда вышла «Ирония судьбы».

Фильмы Эльдара Рязанова разошлись на цитаты. Кто-то подсчитал, что они обогатили русский язык на 600 крылатых выражений. По моему это и есть настоящее народное признание.

Прощай, Мастер...


VLAD_DOLOHOV
Только что передали. Это печальное событие было ожидаемо — болел мучительно и долго, да и 88 лет не шутка.
Имен режиссеров широкая публика обычно не запоминает — Рязанова знают все. И он заслужил эту известность и славу.
«Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «О добром гусаре...» — думаю, это останется надолго, если не навсегда.
Человек он был сложный, но сегодня только о хорошем.
Пусть земля ему будет пухом!


  • ИЗЯ
  • 8 июня 2019 10:19
Эльдар Рязанов. Я думал, что он родился в 1927 году в Самаре, но в 1994 году, если мне не изменяет память, Эльдар Александрович написал, что ему в большом говне довелось родиться....
Имя:*
Комментарий:
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
img
color
|
hide
quote
translit
youtube
 
 
 
Мы первый развлекательный портал который платит за новости. Для поддержания портала и пользователей, отключите пожалуйста Adblock.
X