0

Загадки Витрувианского человека

Теги: Леонардо да Винчи, загадки истории

Витрувианский человек – именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка. Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира.
Загадки Витрувианского человека
Одна из таких загадок – Витрувианский человек, карандашный набросок которого бережно хранится веками. И хотя о нем известно немало, но эксперты в области искусства уверены, что большие открытия еще впереди. 

Витрувианский человек – это официальное название эскиза Леонардо. Он был сделан им в 1492 году и предназначался для иллюстрирования рукописной книги. Рисунок представляет собой обнаженного мужчину, чье тело вписано в круг и квадрат. Кроме того, изображение имеет двойственность – туловище человека изображено в двух позах, наложенных друг на друга. 

Как можно заметить при исследовании рисунка, комбинация расположений рук и ног в действительности даёт две различных позиции. Поза с разведёнными в стороны руками и сведенными вместе ногами оказывается вписанной в квадрат. С другой стороны, поза с раскинутыми в стороны и руками и ногами вписана в окружность. При более детальных исследованиях оказывается, что центром круга является пуп фигуры, а центром квадрата — половые органы. 

Дневник да Винчи, для которого предназначался рисунок, именуют «Канон пропорций». Дело в том, что художник верил в некое число «фи», называя его божественным. Он был уверен в присутствии этого числа во всем создаваемом в живой природе. Однако да Винчи пытался добиться выведенной им «божественной пропорции» в архитектуре. Но это так и осталось одной из невоплощенных идей Леонардо. Зато Витрувианский человек полностью изображен в соответствии с «фи», то есть на рисунке – модель идеального существа. 

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения: 

длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони 
ступня составляет четыре ладони 
локоть составляет шесть ладоней 
высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони) 
шаг равняется четырём ладоням 
размах человеческих рук равен его росту 
расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты 
расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его высоты 
расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его высоты 
максимум ширины плеч составляет 1/4 его высоты 
расстояние от локтя до кончика руки составляет 1/4 его высоты 
расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его высоты 
длина руки составляет 2/5 его высоты 
расстояние от подбородка до носа составляет 1/3 длины его лица 
расстояние от линии волос до бровей 1/3 длины его лица 
длина ушей 1/3 длины лица 
пупок является центром окружности 
Повторное открытие математических пропорций человеческого тела в XV веке, сделанное да Винчи и другими учёными, стало одним из великих достижений, предшествующих итальянскому ренессансу. 

Впоследствии по этой же методике Корбюзье составил свою шкалу пропорционирования — Модулор, повлиявшую на эстетику архитектуры XX века. 

Рисунок появился вследствие изучения итальянским мастером работ Витрувия – выдающего зодчего Древнего Рима. В его трактатах тело человека было отождествлено с архитектурой. Однако отрицая эту идею, да Винчи развивал мысль о соединении в человеке трех стихий – искусства, науки и божественных начал, то есть отображение Вселенной. 

Кроме глубокого философского посыла, Витрувианский человек имеет еще и некий символический смысл. Квадрат трактуется как материальная сфера, круг – духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания. 

На данный момент эскиз хранится в Венецианском музее. Свободного доступа к реликвии нет – экспонат выставляется крайне редко. Желающие имеют возможность взглянуть на него раз в полгода, так как перемещения и нахождение при прямом свете губительны для рукописи, которой почти 500 лет. Большинство изготовленных по эксизам сооружений да Винчи, сохранились до наших дней. Увидеть старинные проекты и их сегодняшнее воплощение желающие могут в Милане, в музее Науки Леонардо да Винчи, расположенном у метро Сант Амброджио.


Имя:*
Комментарий:
b
i
u
s
|
left
center
right
|
emo
img
color
|
hide
quote
translit

 
 
Мы первый развлекательный портал который платит за новости. Для поддержания портала и пользователей, отключите пожалуйста Adblock.
X